Полноценная социальная жизнь может быть столь же полезна для Вашего долгосрочного здоровья как отказ от сигарет, заявляет исследование, опубликованное в в журнале PLoS Medicine.
Ученые из Университета Бригама Янга и Университета Северной Каролины в Чапел-Хилл объединили данные из 148 исследований состояния здоровья и социальных отношений – каждая научно-исследовательская работа по теме, которую они могли найти, вовлекая больше чем 300 000 мужчин и женщин в развитой части мира – и нашли, что люди с плохими социальными связями имели в среднем на 50 % более высокие показатели смертности в период исследования (в среднем 7. 5 лет) чем люди с более крепкими социальными связями.
Эта разница в продолжительности жизни примерно так же, как большая смертность наблюдается между курящими и некурящими, которые вовремя решили бросить курить навсегда или вообще не курили. И эта разница больше, чем различия в риске смерти, связанные со многими другими известными факторами образа жизни, в том числе с недостатком физической активности и ожирением. «Это не просто небольшое исследование», говорит Джулиан Холт-Люнстад, ведущий автор по обзору и профессор психологии в Университете Бригама Янга. «Я надеюсь в будущем медицинское сообщество признают это важным для общественного здравоохранения.»
Влияние друзей, по видимому, не зависит от пола или возраста – мужчины и женщины всех возрастов и статусов здоровья показывают примерно одинаковый результат. И при этом одинокие люди не были необычно восприимчивы к определенной болезни в частности.
Но если это правда, что мы получаем небольшую помощь от наших друзей, то как, собственно, они это делают? То есть, как эта «социальная интеграция» измеряемая обзорами и анкетными опросами о друзьях, о размере семьи, семейном положении и количестве бытовых жителей влияет на долгую жизнь? Краткий ответ: мы не знаем пока. «Дело в том, что серьезные данные о психосоциальных процессах и их влиянии на здоровье получены только в течение последних 10 – 15 лет – хотя с 1970-ых годов было много теорий на этот счет», говорит профессор психологии Берт Утино из Университета штата Юта.
Это может помочь объяснить, почему врачи, по большей части, должны воспринимать социальную помощь как один из факторов здоровья, наравне с курением, диетой или упражнениями. Без здравого смысла физиологических механизмов, которые могут связать чувства одиночества, например, к таким биологическим маркерам как кровяное давление и сердечный ритм, было легко не заметить силу социальных связей, и объявить эти исследовония лженаукой.
Надо отметить, что прямых физических доказательств пользы для здоровья от социальной поддержки гораздо больше, чем ассоциаций популяционного уровня, сообщил Холт-Люнстад. Но фактов все больше, говорит Учино, который довольно широко описал физиологические связи между социальной жизнью и здоровьем.
Мы обращаемся к семье и друзьям для очевидной материальной поддержки, когда мы больны – для помощи в приготовлении пищи, отслеживания приема таблеток. И забота о других, также может заставить нас лучше заботиться о себе. «По-настоящему хороший пример, конечно, это тот, у кого есть ребенок», говорит Утино. Эта новая связь часто бывает стимулом бросить курить, пить меньше или ограничивать количество рискованных развлечений.
Но влияние социальных связей может быть даже более мощным. Социальные отношения, по-видимому, также могут помочь нашим органам помочь самим себе.
Последние лабораторных исследований показали, что в стрессовой ситуации, кровяное давление и сердечный ритм увеличиваются меньше, когда люди в рядом с человеком, который им дорог. Снимки головного мозга также показывают неврологические различия между человеком, который один и человеком, который имеет поддержку: при созданной в лаборатории напряженной ситуации, активность мозга в области активирующейся в состоянии стресса ослабляется, когда рядом с людьми друзья или родственники. И это происходит не только при стрессе у взрослых. В эксперименте опубликованном весной этого года, у детей, которым было разрешено поговорить с их матерями после выполнения сложных математических задач или после импровизированного выступления перед большой аудиторией – отмечено повышение уровня окситоцинов, нейромедиаторов которые гормонально ослабляют стрессовые реакции, по сравнению с детей, которые не имели контактов с их матерями.
В одном из самых известных экспериментов в области здравоохранения и социальной жизни, проводимом Шелдоном Коэном в Carnegie Mellon University, сотни здоровых добровольцев подвергаются заражению вирусом простуды и находятся на карантине нескольких дней. Коэн показал, что участники исследования с более развитыми общественными связями и из более разнообразных социальных сетей – то есть, имеющие друзей из разных социальных обстановок, таких как работа, спортивные команды и церковь – менее подвержены развитию вируса, чем участники которые социально изолированы.
Иммунные системы людей с большим количеством друзей просто работали лучше, боролись с вирусом простуды часто без даже без проявления симптомов. Исследования показывают, что ответ иммунитета может зависеть от стрессовых гормонов – катехоламинов и глюкокортикоидов – так что активная социальная жизнь влияет на иммунную функцию, помогая людям сохранить физиологический стресс под контролем.
Однако перевести такие исследований в полномасштабные докторам нелегко. «Трудно понимать законы общественных отношений», говорит Холт-Люнстад. «Мы все знаем, что некоторые отношения лучше, чем другие, и не все отношения были исключительно позитивными.»
Активизация старых связей может в конечном итоге помочь людям оставаться более здоровыми, чем попытки построить связи с незнакомыми людьми, как, скажем, в группе поддержки рака. (Исследования физической пользы для здоровья групп поддержки показывают неоднозначные результаты.) «Мы должны уделять больше внимания естественным отношениям и укреплять их», сказал Холт-Люнстад.